аксессуары
  видео и статьи
  контакты
  радиофорум
  карта сайта

Продажа радиостанций Vertex. Ремонт раций.  Радиостанции торговых марок Vertex и Yaesu  Продажа радиостанций Vertex, Yaesu. Ремонт раций.

 

Субъективный обзор рации Yaesu FT-60R

«FT-60R - это двух диапазонная FM -радиостанция c расширенным диапазоном принимаемых частот, предоставляющая локальную двухстороннюю любительскую радиосвязь вместе с превосходными возможностями мониторинга.
Небольшой размер FT-60R позволит брать её куда угодно –  в походы, на лыжи или на прогулку по городу – гибкость настроек предоставит пользователю множество преимуществ в каждом случае.»
Это первые два вводных абзаца в английской инструкции для FT-60, после чего идет описание основных, по мнению маркетологов Yaesu, «фишек» радиостанции – EAI, EPCS, WiRES, TOT, APO, ARS и ,конечно же, ARTS. Эти «новые и восхитительные» (дословный перевод) функции, наверно, нужны радиолюбителям, но туристам, охотникам, лыжникам и просто любителям погулять можно легко обойтись без знаний о их существовании. И эта рация идеально им подходит не из-за указанных аббревиатур, а по причинам, которые я и постараюсь раскрыть здесь.
Сразу оговорюсь : данный обзор не претендует на полное описание функций и возможностей, -для этого достаточно почитать инструкцию, здесь я расскажу именно о своем опыте использования FT-60, а он довольно большой. Я являюсь владельцем FT-60 больше 8 лет, она вовсю пользуется в походах разной степени сложности и продолжительности, была пара попыток перейти на что-то другое , но всегда возвращался к FT-60, а в прошлом декабре стал владельцем и еще одной.
Надежность, удобство, функциональность – практически идеальное сочетание этих трех факторов - позволило FT-60 стать одним из лидеров в своем сегменте. Разберем каждый по отдельности.

Надежность
Вес - это хорошо. Вес – это надежность! Для меня надежность - это самое главное. Борис «Бритва». х/ф «Большой куш».

Любому взявшему в руки рацию Yaesu FT-60R сразу же становится понятно : вещь надежная как кирпич - и дело тут не только в весе.
Формально FT-60 не позиционируется как меганадежная и не убиваемая, в официальной спецификации даже не указано соответствие стандарту MIL-STD 810 и алюминиевое шасси. Но на практике она показала высочайшую надежность практически во всех возможных условиях эксплуатации. Качество материалов и сборки очень высокое, за 8 лет она неоднократно находилась под дождем, лежала в снегу, ронялась на бетон и железяки, прожаривалась под солнцем и тд. Текущее состояние можно увидеть на фото (слева рации 8 лет, справа – 4 месяца):

Как видно, за 8 лет довольно тяжелой эксплуатации протерлась часть краски на алюминиевом шасси и буквы на кнопках, сами кнопки пожелтели, мусором подзабита защитная решетка динамика. На фотографии это трудно показать:  вертушки регулировок протерты пальцами до глянца.
Ничего влияющего на функциональность затронуто не было, все заглушки в идеальном состоянии, ход кнопок не изменился, ручки регулировок не разболтались.
Изначально были опасения по поводу  влагозащиты, соответствия JIS-7 или IP-65/67 не заявлено. Но опасения были беспочвенными: многочисленные дожди разной степени интенсивности рация переносит легко, пару раз появлялся конденсат на обратной стороне стекла, не от дождя, а от нахождения в условиях большой влажности, то же самое было у людей, «купавшихся» с ней по серьезному (упав в воду), после высыхания  работает как обычно.
В моем случае самое суровое испытание рация перенесла, уйдя вместе с владельцем в болото секунд на 5, вынесла она это, как и положено самураю – даже не заметив.
В принципе это не удивительно: батарейный отсек герметичен, разъёмы для гарнитуры/зарядки закрыты резиновыми заглушками, как я понимаю, какое-то количество воды при погружении может попасть через решетку динамика. Если обзор выиграет , обещаю провести и задокументировать «купание» FT-60 целиком.
По поводу надежности «внутрянки» сложно что-то сказать: в какие-то суровые режимы не вводил, с паяльником внутрь не лез, все работает как и при покупке. Сотрясения и удары выдерживает без последствий. Один раз в рюкзаке рация включалась и зажалась кнопка передачи -  вынул разряженной и с перегретым аккумулятором , но всё выжило.
Мораль - снимайте аккумулятор при транспортировке, лучше вместе с антенной : неудачно упакованная в рюкзаке она может вывернуть антенное гнездо.
Из минусов могу с натяжкой вспомнить только один - вертушка смены частот съемная, сидит она плотно, но все-таки снимается пальцами. Особые параноики могут посадить её на что-нибудь ядреное насмерть, при этом будет невозможно корректно снять крутилу шумодава (хотя зачем?).

Удобство
Ноша, удобно взятая ,- половина ноши. Немецкая пословица.

После того как я смог купить рацию Yaesu FT-60Rя проверил что со стандартным аккумулятором весит на 100 грамм больше, чем её старшие родственники VX-6R и VX-7R, и это идет в плюс, сразу чувствуется солидность «рабочей лошадки», её хочется поставить на стол арктической станции и при разговоре делать серьезное лицо охранника президента,- это вам не игрушечные 6R и 7R с ремешком на руку.
Если серьезно , эргономика великолепная, рация очень хорошо лежит в руке, 370 грамм не чувствуются, и субъективно  воспринимается удобней, чем большинство более легких моделей.
Никаких лишних деталей - тщательно выверенный монолитный черный корпус. Чувствуется японский подход, с вниманием к мелочам, такой штрих – в меню функций, в случае если функция забита на быструю кнопку, её цифровое обозначение будет мигать, этого нет в инструкции, это заметит в лучшем случае 1 человек из 10, но вдруг этому одному оно и понадобится.
Кнопка передачи немного притоплена для защиты от случайного нажатия, и, когда берешь FT-60  в руку, удобно попадает под палец. Также притоплены заглушка входа зарядки/гарнитуры и кнопки ниже PTT – зацепиться чем-то при вынимании из кармана не получится. Опять видно внимательное отношение к мелочам, чтобы не путались две одинаковые кнопки, одна из них с выпуклой точкой.

Ручки громкости и шумодава имеют хорошо различимую риску, благодаря этому даже в перчатках и на ощупь можно определить их текущее положение и легко регулировать.

Кнопки клавиатуры и дисплея имеют подсветку, вызывается отдельной кнопкой. При необходимости настраивается на постоянное включение (по умолчанию – 5 сек) или на включение по любой кнопке.

Клипса большая, подойдет на любой ремень, мощная пружина с металлическим крепежом прикручивается на алюминиевую раму рации двумя винтами. Оторвать или случайно отжать практически не реально, в отличие от VX-6R и VX-7R, похоже, там клипса исключительно для ношения на ремне джинсов в городе.

Минусы в удобстве – не интуитивно понятное меню функций, хотя, как при таком большом наборе профессиональных функций сделать лучше , не представляю, в любом случае это означает, что нужно один раз прочитать инструкцию (или следующий раздел этого обзора), настроить и с чистой совестью забыть. Функции, требуемые на бытовом уровне (смена частоты, шумодав, подсветка, блокировка  и тд), легко доступны и понятны.
Наверно, кому-то может не хватать возможности прицепить темляк при снятой клипсе, хотя, как я уже упоминал, FT-60 к этому не располагает.

Функциональность
Есть объекты, которым мы нашли применение. Мы используем их, хотя почти наверняка не так, как их используют пришельцы. Я совершенно уверен, что в подавляющем большинстве случаев мы забиваем микроскопами гвозди... Аркадий и Борис Стругацкие. «Пикник на обочине».

Мне не очень понятны факторы, по которым FT-60 относят к любительским, а не профессиональным  радиостанциям, перечисление её функций занимает две страницы в двух столбиках, а инструкция – 84 страницы в английском варианте и 72 в русском. Судя по доступным на форумах радиолюбителей данным , с чувствительностью приемника и мощности передатчика тоже все хорошо.
Но, в любом случае, здесь я рассматриваю FT-60 с точки зрения человека, которому нужна мощная, удобная и надежная станция для туризма, охоты, рыбалки и прочей траты времени в не всегда благоприятных погодных условиях. Для них 3/4 функций просто не нужны, но,к сожалению, здоровый талмуд инструкции отпугивает, и полезная 1/4 часто не используется.
Попробуем это исправить: ниже будет перечисление функций, которые желательно знать всем. Подробное описание есть в инструкции, так что ограничусь, для чего функция нужна и ссылкой на страницу в русифицированной инструкции.
Изменение мощности передатчика – функция полезная для экономии аккумулятора, например, если связь идет между лодками по реке, достаточно будет LOW (0,5 Ватт). Меняется мощность просто ([FW], затем [3(TX PO)], - рекомендую запомнить. Стр. 12.
Блокировка кнопок и ручек – обязательно к использованию, случайная смена частоты может подарить множество интересных приключений, но обычно лучше без них. Включается зажатием кнопки 6(LOCK), имеет настройки состава блокируемых кнопок. Стр. 14.
Блокировка включения паролем – безопасность лишней не бывает. Стр. 54.
Проверка заряда батареи – функция полезная, но запрятано далеко, запомнить сложно, абзацем ниже опишу,как можно исправить ситуацию. Стр. 17.
Программирование клавиш – быстрый доступ к функциям без копания в меню, на одну из кнопок рекомендую поставить проверку заряда. Стр. 55
Режим экономии батареи при приеме – сильно экономит аккумулятор, устанавливая интервал прослушки эфира, 500 Мс ставим сразу, а при редком радиообмене – можно и 1 сек. Стр. 57.
Режим экономии батареи при передаче – если последний принятый сигнал был мощный, следующая за ним передача будет с меньшей мощностью. Хорошо экономит батарею, но не удобно, если радиообмен идет с группой. Можно повесить на вторую программируемую кнопку и использовать при необходимости. Стр. 58.
Таймер окончания передачи – спасет от случайно зажатой кнопки передачи. По умолчанию стоит 6 минут, лучше поставить поменьше, больше 2 минут вы вряд ли будете говорить. Стр. 59.
Как я уже упоминал, полный список функций можно просмотреть в инструкции, их много, и, если фраза «ретрансляторный сдвиг» для вас что-то значит, найдете там много интересного. В основном же инструкция требуется, когда на рации случайно включается какой-нибудь неизвестный режим. Идя в долгий поход, рекомендую иметь её под рукой (в электронном виде), иначе рискуете получить бесполезные 370 грамм с надписью OUT.RNG на дисплее (случай из жизни).
Рация работает на передачу в двух диапазонах - 144-148 МГц, 430-450 МГц. Первый диапазон больше подходит для леса и местности с рельефом, второй – для использования в черте города. Такой набор частот позволяют «подружить» FT-60 с любой рацией, от стационарных автомобильных, до канальных из серии 2 штуки за 1000 р.
На прием открыты частоты 108-520 МГц и 700-999.999 МГц, так что при желании можно слушать авиапереговоры и таксистов.
Из функциональности также хочется отметить широкий выбор возможных антенн (разъем SMA). На фото рация с антенной для 430 диапазона, поставлена из-за компактности, но при желании можно выбирать, ориентируясь на чувствительность или подключить выносную.

К сожалению, выбор аксессуаров не такой большой. Из возможно нужного - автомобильный зарядник E-DC-5B (SDD-13), проводная гарнитура MH-34B4B, батарейный отсек FBA-25 и несколько вариантов аккумуляторов.
Для долгих выездов придется обзавестись запасным аккумулятором, идущего в комплекте на 1400 мАч, в зависимости от использования, хватает на сутки-двое. Наиболее эффективным решением будет покупка NB-V94 Ni-MH на 1800 мАч и батарейного отсека FBA-25 (на 6 АА). На три дня стандартного общения, 1400 мАч основного аккумулятора и 1800 мАч запасного хватает уверенно, батарейный отсек – на всякий пожарный.

Аккумуляторы – основной и единственны серьезный минус FT-60. В комплекте идет FNB-83, на 1400 мАч, нормальная емкость, но – никель-металл-гидридный (Ni-MH). Минусы таких аккумуляторов – эффект памяти и относительно небольшой срок службы. Он ограничен 600 циклами и 5 годами, но емкость начнет падать раньше.  А из-за «эффекта памяти» аккумулятор надо полностью заряжать перед долгим хранением, перед зарядкой требуется полная разрядка, а цикл разряд-заряд рекомендуется проводить раз в три месяц. Не выполнение этих требований ведет к стремительному падению емкости аккумулятора. Идущее в комплекте зарядное устройство заряжает за 10 часов, но это как раз не смертельно:  просто оставляем на ночь, а вот разрядка занимает довольно долгое и непредсказуемое время (самый быстрый вариант – зажать кнопку передачи). Единственный плюс NiMH – возможность использования до -20, (Li-Ion до -10) и относительная дешевизна (около 1000 р).
Есть батарея FNB-V67LI – 2000 мАч, литий-ионная (Li-Ion), она легче на 80 грамм, нет эффекта памяти и потери емкости. Одно но – цена, сама батарея около 2000 и зарядник для неё 3000, т.е. стоимость сопоставима со стоимостью рации.
Как итог – по хорошему раз в три года надо тратить около 1000 рублей на новый Ni-MH аккумулятор, не думаю, что для кого-то это большая проблема.

Итог
FT-60 - очень редкий случай, когда появившееся почти 10 лет назад устройство не только не устарело, но и до сих пор составляет серьезную конкуренцию в своем классе. Великолепное сочетание функциональности, надежности и удобства сделали эту рацию настоящей безотказной «рабочей лошадкой», постоянно используемой большим количеством людей, для которых надежная радиосвязь ,кроме прочего, - еще и вопрос выживания.

Автор: Илья Сорокин                                       

 

У нас Вы можете купить рацию Yaesu FT-60R