Радиостанции торговых марок Vertex и Yaesu

Поиск по сайту:
 

На автомобилях - к Северному Полюсу!

Флаг экспедиции  Нарукавный шеврон на куртках участников экспедиции

Морская Ледовая Автомобильная Экспедиция (МЛАЭ-2008) проходила в марте-мае 2008 года совместно с Межрегиональной Общественной Организацией "Центральный Спортивный Клуб Альпинистов". Впервые в практике проведения автомобильных арктических походов была совершена попытка выехать на ледовый панцирь Северного Ледовитого океана выше 81° северной широты и достичь Северного полюса.

По плавучим льдам Северного Ледовитого океана можно передвигаться только на специальных автомобилях, оснащенных колесами с шинами низкого давления. Автомобили-амфибии "Емеля", на которых участники МЛАЭ-2008 собирались преодолевать зону плавучих льдов, были спроектированы и построены в ООО "Северный Транспорт" с учетом опыта предыдущих экспедиций и результатов испытаний в экстремальных условиях.


Участники экспедиции

Афанасий Маковнев, кинооператор экспедиции, рассказывает: "Экспедиция прошла на двух машинах ЕМЕЛЯ без дорог по снежной целине и морскому льду 5800 км. Мы стартовали 24 марта из Салехарда, проехали до мыса Челюскин, и затем весь архипелаг Северная Земля до самой северной его точки мыс Арктический (81 градус 16 минут) и вернулись в Ямбург и Новый Уренгой, где погрузились на грузовик и привезли машины в Москву 24 мая. На маршруте мы успешно пользовались радиостанциями Yaesu FTM-10 для связи между машинами на частоте 450 МГц с FM модуляцией".

Из дневника экспедиции:*

День первый  Старт экспедиции.

24 марта автомобильная экспедиция к Северному полюсу стартовала из Салехарда. После Горнокнязевска автомобили экспедиции съехали на лед Оби и отправились вниз по течению. Скорость движения автомобилей «Емеля» по ледовому покрову 15 км/ч. К 0 часов 25 марта экспедиция прошла поселок Харсоим. Координаты 66°39'N, 67°24'E.

3 апреля 2008 г. 

Ночью ушли под лед. Переезжали Енисейский залив между островом Сибирякова и мысом Макаревича, попали в фарватер ледоколов. Заметить в темноте слегка затянутое льдом разводье было невозможно. Под лед одновременно ушли обе машины вместе с прицепами. К нештатной ситуации были готовы: машины воду не набирают, хорошо держатся на плаву. Лебедками вытащили сначала одну, потом другую. Одна машина побыла в воде минут сорок, другая минут двадцать – приноровились. Просочившуюся воду удалили яхтенными помпами, у нас есть две небольшие помпы. Долго приводили оборудование в порядок. Продолжили движение в полдень. До Диксона остается 60 километров, планируем быть там к вечеру. Координаты местонахождения на 12.00 московского времени: 72°58’097”N, 80°12’292”E.

12 апреля 2008 г. 

День космонавтики встретили в проливе Фрам. Историческое место – здесь Нансен проходил на своем легендарном корабле «Фрам». Стоит тихая ясная погода, потеплело – -7-5 градусов. Небо голубое, затянутое легкой дымкой прозрачных облаков, создается интересное освещение, которое трудно передать на фотографиях. Машины идут легко, полдня шли со скоростью 24-26 километров в час. Интересно пообщались с зимующими на мысе Стерлегова полярниками: начальник метеостанции и двое метеорологов. С ними за компанию зимовали начальник и инженер радиолокационной станции, расположенной в паре километров. Много лет она была заброшена, а этим летом будут восстанавливать и запускать для поддержания системы ГЛОНАСС. Ждут навигации – на судне должны доставить оборудование. Так что жизнь здесь кипит. Сами мы живы-здоровы. Совместную трапезу устраиваем один раз в день вечером в одной из машин. Едим строганину, варим суп. Воду топим из снега. Когда на берегу – удобно, снег пресный. А на льду смёрзшийся снег пропитан солью – вода невкусная, приходится искать свежие наметённые пласты на торосах. Мусор честно собираем в пакетики и сжигаем по вечерам. А в дороге пьем чай, кофе из термосов, закусываем сухарями, колбасой. Главное – двигаться, не прерываться на долгую стоянку. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 76°09'772''N, 94°48'801''E.

19 апреля 2008 г. 

Медведица с медвежатами, поднятая собаками

Находимся в проливе Шокальского, идем от мыса Песчаного. Покинули остров Большевик, идем в сторону острова Октябрьской Революции. Много торосов, приходится петлять, скорость получается 10-12 километров в час. На Северной земле, которую в начале ХХ века назвали землей Николая II, встречаются следы активного освоения полярных широт в тридцатые годы. На мысе Песчаный нашли заброшенную полярную станцию: медведи выбили стекла, в комнатах намело высокие сугробы. На столе лежал брошенный томик Ленина, а под потолком висела чудом уцелевшая лампочка Ильича. Наши новые члены экспедиции уже освоились и приступили к своим обязанностям, так как они это понимают: вчера подняли белую медведицу с двумя медвежатами. Отогнали от машин на приличное расстояние и вернулись. Медведица, видимо, спрятала где-то детенышей и утром вернулась. «Емели» тронулись, а она бежала впереди, отводя страшные существа подальше от детенышей. И так минут сорок, пока не поняла, что до нее никому нет дела. Собаки в основном крутятся вокруг машин. Ночью, когда мы набрали скорость, они, вероятно, уже устали. Пришлось пригласить в салон: Цезарь с подругой Клеопатрой и третьей пока безымянной просто собакой отсыпались и отдыхали. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 79°25'984"N, 102°26'212"E.

26-29 апреля  

Несколько дней провели на полярной станции на острове Голомянный, отремонтировали машины и в ноль часов вышли на остров Средний. Пока были на станции, приходил белый медведь, гулял совершенно спокойно, ни на кого не обращал внимания. Собаки для него как комары. На острове Средний хотели забрать собак, которые там остались, но взяли только одну Клеопатру. Пока нас не было, прилетел вертолет, привез работников старательской артели. Там был хозяин Джульетты, он ее и забрал домой. А на Цезаря напали местные собаки. Он пытался стать у них предводителем, но они объединились против него и за все отомстили. Подрали очень сильно. Пограничники положили Цезаря отлеживаться. Через 2 недели прибудет вертолет и его вернут на Диксон. Сейчас идем по проливу Красной Армии севернее острова Потеряный. Постоянно встречаем большие участки воды, покрытые снегом. Хорошо, что наши Емели выдерживают все испытания. Они большие, удобные, пока одни члены экспедиции ведут машины, другие отдыхают – такая конструкция позволяет в них жить. Едем почти круглосуточно с небольшими остановками. Емели не тонут, плавают и не промокают. Внутри сухо. Есть лебедка, с помощью которой мы вытягиваем машины. Передаточное число в трансмиссии у Емели ниже, чем у других машин, поэтому используем 5 скоростей передач, на первой – выползаем, на второй – трогаемся. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 79°57'031”N, 94°20'153”E.

2 мая 2008 г. 

Мы достигли самой северной точки архипелага Северная Земля. Мы на мысе Арктический!!! Рекорд 1990 года повторен! Случилось это в 7 часов 52 минуты. Открыли бутылку шампанского – отмечаем. Мы проехали 3208 километров. Мыс Арктический – это ледник, с куполом почти 75 метров высоты. Его купол примерно километров десять в диаметре. Впереди открывается ледяная плоскость, сплошной торошенный лед. Мы приняли решение – дальше на север не идти. Ледовая обстановка уже не позволяет выдвинуться далеко от суши. Считаем, что программа минимум – разведать возможные пути и проверить Емели в сложной обстановке – выполнена. На сам мыс мы приехали с запада. А до этого двигались там, где еще ни разу не проходил автотранспорт: по восточной стороне острова Комсомолец до острова Льдинка. Потом повернули на запад и прошли по краю ледника Полярный, и потом пошли вдоль западной стороны острова до самого мыса Арктический. Когда немного рассеялась белая мгла, которая сопровождала нас несколько дней, мы увидели сюрреалистическое зрелище: на ледяных столбах как на постаментах стоят три машины ЗИЛ-151, ржавые и страшные, одна перевернута. Вокруг гора бочек, проверили – с бензином, и груда ящиков с неизвестным грузом. Чуть вдалеке – трактор. Видимо, после войны завезли груз, а для чего – не понять. Все так, как рассказывал Вадим Шапиро, достигший этой точки в 1990 году на автомобилях. Координаты местонахождения на 8 часов 2 мая: 81°16'474"N, 95°41'115"E.

4 мая 2008 г. 

Едем днем и ночью. Последние три дня – белая мгла, рельефа не видно, едем вслепую. За рулем приходится полагаться только на чувство равновесия. Полное впечатление, что машина едет вверх. Озираешься в поисках любых ориентиров – появились кое-где торчащие из-под снега голубые льдинки – радуешься. Утром стало пробиваться солнце – можно было снимать. Координаты местонахождения на 19.00 московского времени: 79°57'403"N, 99°51'220"E.

9 мая 2008 г. 

С праздником Победы! Движемся без происшествий и долгих остановок. Прошли пролив Паландер. Хотим заехать на остров Нансена, поискать стоянку яхты «Заря». Исторические места привлекают, без подпитываемого находками интереса трудно продолжать движение. Вокруг все однообразно, теряешь ощущение времени и пространства, надо как-то себя стимулировать. В плоской ледяной пустыне глаз хватается за любые движущиеся объекты. Поэтому мы радуемся, когда кого-то живого видим. Первый раз за все время поездки видели полярную сову. Наблюдали за медведицей с медвежатами возле лунки, мать учила малышей ловить нерпу. На стоянке, когда мы заправлялись соляркой, подошел метров на 70 большой белый медведь, матерый, с прокусанным носом – как добыча мы его не привлекли, ближе подходить не стал.

14 мая 2008 г. 

Вышли на Обскую губу и движемся к Ямбургу. От попытки достичь полюса отказались - с 29 апреля закрыт ледовый аэродром Борнео, мы бы остались без поддержки авиации. Решили не рисковать.От мыса Арктический на Северной Земле мы спустились на 4 градуса на юг, прошли расстояние как от Москвы до Сочи. И по погоде такая же разница – сейчас 0 градусов. Снег мокрый, тяжелый, под ним вода. Скорость 15 километров в час. Идем намного быстрее, чем в сторону Северной Земли. Приобрели опыт, отладили машины, все отремонтировали. На острове Голомянный оставили до следующего года один прицеп с продуктами, сейчас идем с тремя. Координаты местонахождения на 7.00 московского времени 71°59'598''N, 74°29'732''E.

16 мая 2008 г. 

Мы в Ямбурге. Добрались удачно. Успели до активного ледохода. Теперь дело за малым – разобрать Емель и отправиться на грузовиках в Москву.


--------------------------------------------------------

* Материалы взяты с сайта www.yemelya.ru