? Обзор радиостанции КРУИЗ - 63

Радиостанции торговых марок Vertex и Yaesu

Поиск по сайту:
 

Рация Круиз 63

-дешево, но совсем не сердито !
Михаил Голодов.

Если вам, когда-нибудь, выбирая фотоаппарат доводилось обращаться к фото-форумам, то вы, вероятно, в курсе многостраничных холиваров фотографов, обитающих, исключительно, в виртуальном пространстве, на тему: "Что лучше - Кэнон или Никон?" и "почему камерой, дешевле двухсот тысяч снимают только бомжи и лузеры?".

Если же вы поинтересуетесь у настоящих, а не интернетовских профессионалов, чем сняты их лучшие кадры, то с удивлением обнаружите, что, в большинстве своем это, вовсе, не "Лейки", с "Хассельбладами", стоящие, как пентхаус в центре Москвы, а вполне себе бюджетные, доступные рядовому трудяге камеры.

Почему?

Потому, что всем хороша, например, рация Yaesu FT-1D - и два приемника и FM-радио и спектроскоп и даже барометр, за чем-то туда засунули.

Одна проблема - стоит пятьсот долларов.

Она, конечно, этих денег стоит. И, даже, может быть, стоит гораздо дороже, чем за нее просят. Но, вот, возьмете ли вы ее с собой, в лес, по грибы - это большой вопрос.

Именно поэтому свои лучшие фото ("а вот этот кадр я сделал, стоя по грудь в болоте") какой-нибудь Франс Лантинг или Валерий Мосейкин снял самым заурядным "Никоном" за пару тысяч евро из обычного фотомагазина.

А потрясающий воображение своими характеристиками "Хассель", с совершенно фантастическим объективом "Carl Zeiss" так и остался лежать у него в сейфе, в теплой фотостудии.

Ибо вполне вероятное купание в болоте не очень хорошо сказывается на фантастических характеристиках потрясающего объектива "Carl Zeiss", стоимостью с бюджетную европейскую иномарку.

И именно поэтому расчетливые европейцы, считающие каждый евроцент, покупают "Воксуны" и "Баофенги" - хотя материальное положение позволяет, хоть Моторолы XTS-2500, вместо PMRок на пикник брать.

Тут, как с статьями в автожурналах - конечно, новый "Ягуар" или "Порш"- определенно интересная тема, но для типового читателя - это интерес, скорее теоретический, ибо в выходные он свою семью повезет на дачу на вполне заурядном "Фольксвагене", "Логане", а то и на "Жигулях".

Поэтому, если производитель предлагает вполне исправно работающую (что принципиально важно) технику, по цене, в два раза дешевле брендовой, а тем более перекрывает все возможные отказы гарантией и работающим, как часы, сервис-центром - стоит ли платить только за громкое имя (ибо сделано, в любом случае, все будет в Китае, причем, возможно, на одном и том-же заводе) - большой вопрос.

Не будем и мы уподобляться журналистам, обсуждающим никому не нужный "Мазератти", а сразу перейдем к делу.

Первое, что бросается в глаза, когда берешь рацию в руки- это "рубленый", граненый корпус и черный, инвертированный дисплей. Рация, словно сошла с экранов какого-нибудь "Стар-Трека" или "Звездных войн".

Во всяком случае, соседство с каким-нибудь межгалактическим бластером для нее выглядит гораздо более естественно, чем со старой двустволкой или видавшим виды шлемом велосипедиста.

Синие цифры на дисплее смотрятся и правда, как-то очень футуристически, но при этом весьма нарядно!

Поэтому, купив Круиза - шестьдесят третьего не забудьте взять ему в комплект и сам бластер - например китайского трехголового “Змея-Горыныча” - Fenix TK-45 - чтобы образ техномана- футуриста был бы законченным. Ну, а смарт-часы- компьютер с GPS и так должны быть у каждого уважающего себя гика.

Несмотря на принципиально отрицаемый конструкторами рации Круиз 63 новомодный биодизайн рация получилась на удивление ладная и ухватистая, а если добавить к этому небольшие габариты - всего 96 х 61 х 34 мм (в паспорте, почему-то указано 128 х 63 х 33) и массу около двухсот грамм, вы поймете, почему, после почти полукилограммовой Yaesu FT-270, она выглядит совсем игрушкой.

Выглядеть то выглядит, но при этом выдает в эфир целых пять с половиной ватт, при заявленных четырех.

А вот, та же Еса FT-270, при заявленных пяти излучает в эфир всего три с половиной. Но на этом приятные неожиданности не заканчиваются! При заявленном энергопотреблении в 1,6 ампера и излучаемой мощности 5,5 ватт (144 МГц), реально она потребляет всего 1,32 A- то есть аккумулятора хватит больше чем на час непрерывной работы на передачу, при полной мощности, что дольше, чем у большинства аналогичных раций. Характерной особенностью аккумулятора является то, что разъем зарядного устройства находится не на корпусе рации, как обычно, а на корпусе аккумулятора.

Благодаря этому вы можете заряжать аккумулятор в отсоединенном состоянии и без помощи зарядного стакана, который стоит, обычно, долларов двадцать -тридцать. И при этом ваша рация не привязана зарядным устройством к розетке - просто заменил севший аккумулятор на свежий и продолжил работу.

В комплекте к рации идет два (!) зарядных устройства - сетевое на 220 вольт, дающее на выходе 8,4В и 0,6А, а так-же автомобильное, двенадцативольтовое - 8,3В и 0,5А соответственно (приведены измеренные значения напряжения, а не указанные на корпусе ЗУ).

При этом декларируемый диапазон допустимых входных напряжений автомобильного зарядного устройства - от 12 до 30 вольт, что позволяет использовать ЗУ не только с бортсетями грузовиков и автобусов, где бортовая сеть имеет напряжение 24 В, но и при питании от солнечных батарей, имеющих очень большой разброс по напряжению. Во всяком случае, одной батареи формата А5, стоящей на окне, оказалось вполне достаточно, чтобы зарядить посаженный аккумулятор до полного, за один солнечный день.

Кроме того зарядное устройство продолжает выдавать на выходе потребные 8,3В, даже при падении входного напряжения до 9,4 В.

Аккумулятор вдвигается сзади-снизу, "до щелчка" и фиксируется, с одной стороны (снизу) выступами алюминиевого шасси, входящими в ответные отверстия корпуса аккумулятора, а с другой стороны (сверху) - выступами на корпусе аккумулятора, входящими в зацепление с задним пластиковым элементом корпуса, и подпружиненной защелкой аккумулятора.

Такая конструкция является более продуманной, чем крепление на Моторолах GP-серии и Есах VX- 8/FT-1D, так как при падении рации на нижний торец будет поврежден не элемент корпуса, а значительно более дешевый аккумулятор.

И, чтобы восстановить рацию, вам будет достаточно купить на ближайшем радио-рынке новый АКБ, а не ехать с ней в сервис-центр, чтобы там заказали из-за границы и заменили вам элемент корпуса - что, право, намного оперативнее и дешевле.

Контакты аккумулятора утоплены, поэтому, вам будет трудно заляпать их пальцами так, чтобы они окислились.

Но такое оригинальное исполнение зарядного устройства - это, конечно-же, не главное достоинство рации

Круизу-63 есть чем обрадовать своего покупателя!

Помимо отменного качества радиотракта, как по чувствительности, так и по качеству формируемого сигнала, не уступающему более именитым конкурентам, ему и в плане функциональной насыщенности есть что показать.

Прежде всего- это два приемника (не два диапазона, как, например, в Yaesu FT-60, а именно два приемника, как в VX-8), плюс приемник вещательного FM-диапазона, а так- же встроенный инверсионный маскиратор.

Про маскиратор мы поговорим чуть ниже, а пока - вспомните- много ли брендовых, радиолюбительских раций имеют FM-радиоприемник и от скольки тысяч рублей начинается их цена?

Если брать, например, из моделей Yaesu (а Айкомы, из-за их заоблачных цен мы вообще, оставим в покое), то самой дешевой, из имеющих FM-приемник, будет Еса VX-3, за 178 долларов, с совершенно недостаточной излучаемой мощностью в полтора ватта, но, при этом, по паспорту, потребляющая 1,3А - то есть столько же, сколько Круиз- 63, выдающий в три с половиной большую излучаемую мощность! При в полтора раза меньшей длительности непрерывной работы на передачу!

А если брать из номинально пятиваттных раций, то самая дешевая - это уже VX-6, за 240 долларов, в то время, как рация Круиз 63 стоит всего 75 вечнозеленых. За такие деньги советую купить рацию Круиз 63!!!!

Ну, а если вам нужен второй приемник, то самым простым решением, с двумя приемниками и возможностью прослушивания FM - радио будет уже Yaesu VX-8DR, за 427 (!) долларов.

Вы мне, конечно, можете сказать, что Yaesu VX-8DR, в отличии от Круиза-63 может передавать в диапазонах 50 и 220 мегагерц - но ответьте сами - зачем вам два, никем не используемых в России, диапазона?

Зато, после визита в сервис-центр, ваш Круиз 63 может быть раскрыт для работы на передачу не только в стандартных 134-174 и 400-520 МГц, но и в диапазонах 200-260 и 320-400 МГц.

Через пункт номер один (SCAN), можно запустить режим сканирования, как частоты, так и каналов, записанных в память.

Радиолюбительский диапазон 144 - 146 МГц она проходит (написать "пробегает" - язык не поворачивается) за 49 секунд с шагом 12,5 кГц, а диапазон 430-440 - за две минуты с стандартным шагом 25 килогерц.

То есть скорость сканирования составляет 3,25 канала в секунду.

Услышав эту цифру, читатель, вероятно, усмехнется - и правда - всего три канала в секунду - как не стыдно - и это тогда, когда даже допотопная старушка Еса FT-60 выжимает 20 каналов в секунду!

Давайте разберемся - три канала в секунду - для радиолюбительской "рации, которую не жалко" - это много или мало?

А зачем вам в ней может потребоваться сканер? Ну не радиоразведку же вы с ней и в самом деле, собрались вести? Найти канал PMRки - LPDишки? Восемь каналов PMR, даже при черепашьей скорости в три канала в секунду - дело тех секунд. Хорошо. Шестьдесят девять LPD - дело двадцати. Но то-же не слишком-то много.

Давайте вспомним - средняя длительность передачи составляет от двух - трех (рапорт, например "- Принял!"), до 20- 30 секунд (передача информации). Предположим вам нужно поставить на запись четыре канала. Пожалуйста! Одну частоту вводите в нижний приемник, который будет мониторить ее постоянно, а остальные три вбиваете в память, переключаете верхний приемник в режим работы с каналами памяти, и запускаете сканирование. Таким образом один, приоритетный, канал будет у вас прослушиваться непрерывно, а еще три - поочередно, с интервалом в секунду.

Достаточно ли этого для того, чтобы закрыть типовые потребности радиолюбителя (а для не типовых есть профессиональная техника, специально заточенная под такие задачи)? Более чем!

Так-же в меню присутствует пункт выбора цвета фона дисплея (Color 1/Color 2/Color 3) - это не совсем верно - при переключени между Color 1, Color 2, Color 3 меняется только яркость подсветки и энергопотребление, а не ее цвет.

Для нормальной работы вполне достаточно Color 1, так как инвертированный дисплей с включенной подсветкой, даже солнечным днем, видно одинаково хорошо, вне зависимости от типа подсветки.

Чего не скажешь, в случае, если подсветка выключена - разглядеть там что-то получится с очень большим трудом.Поэтому, я бы советовал сразу, через пункт меню номер 8, переключить режим работы подсветки на непрерывный. Правда, при этом энергопотребление рации увеличится до 100 mA.

Кстати, во время эксплуатации был замечен довольно интересный эффект - при длительной работе на передачу, сопровождающейся интенсивным нагревом, почему-то, возрастает яркость подсветки. Как это между собой связано, мне так и не удалось установить, но, тем не менее, эффект присутствует.

Двухдиапазонная антенна рации имеет укорачивающую катушку индуктивности в довольно толстом основании, диаметром 14 мм и гибкое полотно из сталистого тросика – в целом, по конструкции, антенна аналогична таковой, раций Yaesu FT-60/VX-8GR/FT-1DR.

На торце SMA-разъема присутствует загадочная маркировка 150MHz/350MHz/430MHz - и хотя, антенна должна быть достаточно широкополосна, ждать КСВ = 1,0 на радиолюбительских частотах (а тем более PMR), вероятно, не стоит.

Полная длина антенны составляет 171 милиметр.

Сравнивая ее с антенной рации Yaesu FT-60 по S-метру, как в радиолюбительских диапазонах, так и в вещательном FM- диапазоне, я не заметил каких-то принципиальных отличий - там где FT-60, с штатной антенной показывает пять баллов - там и антенна Круиза-63, будучи установленной на FT-60, показывает те-же пять баллов.

Однако, следует отметить, что, в отличии от обрезиненной антенны Есы FT-60, пластик круизовской менее подвержен истиранию и выглядит намного более презентабельно.

Рация имеет FM-радиоприемник, работающий в диапазоне 88-108 МГц (а не 76-108 МГц, как указано в инструкции) с мощностью аудиотракта 1 Вт.

Я тестировал его (FM-приемник рации) по музыкальным радиостанциям. Для техники такого класса, качество звука очень даже хорошее и до уровня громкости, составляющего, примерно три четверти от максимального вы сможете вполне комфортно слушать музыку без искажений.

Три четверти от максимального - это на слух, примерно 0,7-0,8 Ватта - уровень громкости, вполне достаточный, чтобы комфортно слушать радио, сидя, где-нибудь в парке.

Что же касается приема, при максимальной мощности динамика, то уровня громкости вполне достаточно, чтобы слушать погоду или информацию о пробках в машине, используя рацию, в качестве магнитолы.

Энергопотребление, при этом составляет от 0,11А, до 0,24А, в зависимости от громкости. В среднем же, аккумулятора хватает, примерно, часов на восемь.

Коэффициент усиления штатной антенны, в вещательном FM-диапазоне, вполне достаточен, чтобы слушать радио, с хорошим запасом, по отношению сигнал/шум, в Москве и пригородах. А, вот, для использования на даче, я бы уже рекомендовал купить к ней телескопическую антенну, длиной, около метра - например Comet SMA-99 или аналогичную.

Но, вернемся к энергопотреблению. При замерах была выявлена очень интересная особенность - почему-то энергопотребление рации, при максимальной громкости, в режиме FM-радио, не равно такому-же в радиолюбительском диапазоне - 0,24А, против 0,32А (при том, что в режиме минимальной громкости, оно одинаково и составляет 0,11А ), что наводит меня на мысль о программном ограничении звуковой мощности динамика в радиовещательном диапазоне.

Энергопотребление в спящем режиме составляет 70 / 100 mA (Save ON/OFF), а при работе на передачу, как уже говорилось, 1,32А, на частоте 145 500 и 1,5А, на частоте 446МГц, при излучаемой мощности 5,5 и 5,0 ватт, соответственно, что дает очень даже неплохой КПД в 56 и 45 процентов.

Очень понравилась функция аварийного вызова: если нажать сначала кнопку [FUN], а затем [FM], рация начнет передавать истошные завывания в эфир, забивая при этом вызывную частоту.

По прямому назначению использовать ее, конечно, сложно, так как, пока вы ее не выключите никто ничего на аварийном канале услышать не сможет, но в наших условиях она будет весьма полезна.

На месте китайских инженеров я бы на всех радиолюбительских рациях, для нашего рынка ввел бы красную кнопку [145.500] - это как на авиационных рациях есть [121.5] - при нажатии на которую рация автоматически переходит на эту частоту , увеличивает мощность до максимума и вместо унылой сирены начинает орать, на 145,500, отборным матом (можно по китайски) - совершенно незаменимая вещь в московском эфире - гарантирую - такую шарманку снесут с прилавков за два дня, вместе с прилавками.

Еще одна интересная функция, полезная в условиях московского двухметрового бардака - инверсионный маскиратор спектра (правда нероллингового типа) - после его активации ваши переговоры в эфире будут звучать примерно так (см. прилагаемый звуковой файл).

Нет, конечно он не убережет вас от чужих ушей - чтобы декодировать инверсию достаточно специального приемника, могущего работать на УКВ частотах в LSB / USB, которые не являются чем-то таким уж редким у людей, профессионально занимающихся радиоразведкой, радиоконтролем или съемом информации. Но тем не менее этот режим оградит вас и ваше общение в эфире от компании пары вечно пьяных животных. А так-же сбережет вам уйму нервов и хорошее настроение.

Выводы.

Сейчас рация в московских магазинах стоит восемьдесят пять долларов. Много это или мало?

А вы ответьте себе сами - зайдите в интернет и посмотрите, сколько сотен баксов стоит брендовая портативка с двумя приемниками.

А теперь скажите: а взяли бы вы ее с собой в лес? (С) Михаил Голодов 2014г.

ВНИМАНИЕ!!! Все авторские права на текст и изображения принадлежат автору. Запрещается какое бы то ни было использование указанных материалов, без письменного согласия автора, за исключением размещения в информационных целях на сайте yaesu.ru.

Купить Круиз 63